пятница, 13 апреля 2012 г.

Панча-карма в Индии

Индия, февраль 2012
Местность Южный Кург в штате Карнатака (юго-западная часть Индии)
В феврале нынешнего года, мы с Надей были в Индии, в аюрведической клинике. Вначале – пестрая куча впечатлений. Поездка была задумана больше года назад. Когда-то, в 2004 году, я «случайно» прошла в Индии оздоровительный курс. Это  была панча-карма, комплекс лечебных процедур  аюрведы - древней индийской науки о здоровье. В Индии традиционно «аюрведическим» местом считается другой штат -  Керала – на побережье Индийского океана. Мы же искали определенное качество лечения. Наши коллеги и друзья  рекомендовали нам доктора Р., именно к нему мы записались и поехали. Вообще говоря, для жителей средних широт радикальная смена климата на короткое время – это стресс, и не для всех - хороший. Организм настроен на зиму, а его  вдруг перебрасывают в лето. Он приспосабливается к теплу, а его  через короткое время - обратно в зиму! Кто-то переносит это  легко. Другим нужно потом месяц приспосабливаться. «Другие» - это я.
Взвесили все плюсы и минусы и – вот мы в Индии. В феврале здесь сухо, без дождей, по утрам туман, температура – около 20 - 22 градусов Цельсия, днем около 30,  а к вечеру жара спадает, снова комфортно. Тело радуется!
Мы прилетели в Бангалор – большой город, столицу штата Карнатака. Летели через Москву и Абу-Даби (столица Объединенных Арабских эмиратов и главный город эмирата Абу-Даби). Удобно, с короткими стыковками. В 4 часа утра местного времени вышли в Бангалоре в зону прилета, два индуса стоят, держа табличку с нашими именами. Высокий молодой и второй, постарше, небольшого роста. Подошли к ним, старший протягивает нам руку, улыбается, сверкая белыми зубами, и на хорошем русском языке говорит: -«Здравствуйте, я – доктор Р.». Оказалось, что он прилетел соседним рейсом из Иркутска. Доктор Р. больше десяти лет консультирует и лечит людей в России и ведет клинику в Индии.
Нам предстояло ехать вглубь штата, через два города - Бангалор  и Майсур.  В Майсуре сделали остановку. Доктор принял нас в своем доме, мы умылись и выпили чаю – индийского, с молоком и масалой – смесью пряностей. Доктор представил свою жену, она тоже – доктор аюрведы. В нижнем этаже дома –  их частная клиника, вверху живут. Из Майсура мы ехали одни, с водителем, доктор сказал, что приедет завтра, но сегодня нас уже примут врачи в клинике и сделают назначения.
Дорога идет через большой заповедник диких животных. Режим проезда строгий: время движения – с 8 утра до 6 вечера, вне этого интервала – только в объезд. Въезд на открытом транспорте – мотоциклах, велосипедах – запрещен. Дорогой видели  дикого слона – далеко, на берегу водоема. Близ дороги встретились  оленухи с оленятами, пробежала рыжая лисица, кружили хищные птицы, пролетали большие попугаи.
Черный перец
Около 11 утра прибыли на место. Кругом  растут высокие тропические деревья, обвитые лианами, пальмы кокосовые и банановые, среди них – плантации кофе. Кофейные деревья  - низкие, с корявыми узловатыми стволами, яркими  крупными рифлеными зелеными листьями. Мы попали в период сбора кофейных бобов. Одновременно началось цветение кофейных деревьев – белые некрупные цветочки, похожие на маленькие игольчатые хризантемы, со свежим нежным сладковатым запахом.  Во всей округе – крестьянские дворы, поля, плантации. И пряности. Мы впервые увидали, как растет черный перец. Это  -кустарник,  вьющиеся до 15 м лианы, перец  свисает маленькими гроздьями. Сначала – зеленый, затем он краснеет, а в завершающей стадии – чернеет. Собирают его с помощью «лесенки» - толстой палка из ствола бамбука, ветки срезаны так, что оставлены короткие сучки-«ступеньки». Бамбуковая палка прислоняется к стволу дерева, на котором живет перечная лиана. Сборщики забираются по сучкам-ступенькам на нужную высоту, на боку у них – мешок для перца.Затем перец сушат во дворах, на расстеленных на земле мешках или кусках пленки, он рассортирован по  цвету –  зеленые, красные и черные кучки отдельно. Кстати, белый перец тоже получают из черного путем вымачивания, чтобы отделить оболочку – околоплодник.
Хозяин одной фермы срезал нам острым ножиком по кусочку коры с коричного дерева.
Видели сбор имбиря. На участках вроде картофельных. Корни выкапывают и сортируют – самые крупные, средние и «нестандарт». Индус – начальник – стоит с блокнотом, несколько человек укладывают корни в мешки, взвешивают. Надюшка  спросила, можно ли купить, «шеф» ее просто угостил - дал большой кусок корня имбиря. Жгучий!
Кофе цветет
Во дворе клиники сушились столбики гвоздики – так же, на мешке, на земле. Надо сказать, ароматы  и вкус живых пряностей исключительно сильные. В давние времена пряности ценились в России и Европе очень дорого.
О прогулках по дорогам между кофейных плантаций. Мы гуляли по утрам, между процедурами, и вечером, после жаркого времени и до темноты, которая наступает очень быстро. Около 7 часов вечера местность погружается во тьму. В черном небе над нами загорались две звезды. Как мы правильно предположили, это были планеты, одна из них – Венера.
Ближе к реке – рисовые поля и посадки низеньких пальм, из которых получают пальмовое масло темно-оранжевого цвета и с каким-то огромным содержанием каротина. Галина Сергеевна Шаталова его использует в своей кухне.
Прямо рядом с клиникой стоит здание кофейной фабрики. По счастью, никаких шумных работ в этот период не проводилось. На  открытой площадке сушился кофе.

Кофе сушится
 Ежедневно его ворошили, просто  бороздя бобы босиком. Через несколько дней они высыхали, сморщивались. Внутри боба –два  зернышка. Затем кофе собирали в мешки, увозили, рассыпали новую порцию для просушки. И  так – по всей округе.

Мы специально съездили  в небольшой городок,  в кофейную лавочку, купили там местного обжаренного кофе. В лавке – кофемолка с огромным раструбом, куда  зерна засыпают.  На вид ей лет сто. Чарующий запах свежесмолотого кофе, как в моем детстве, когда Дед сам обжаривал его и молол в ручной мельничке.
Кофейной частью  в лавочке занимается женщина-индуска. На кассе сидят два патриарха, один продает  мелкую мануфактуру. Мы купили у него благовония и душистое аюрведическое мыло. Дедам помогают мальчики, как и в любой индийской лавочке, - быстро ищут и приносят нужный товар.
Недалеко от клиники – почта: одноэтажный домик под низкой крышей, перед входом висит  почтовый ящик в форме цилиндрического бочонка красного цвета. Работает не каждый день. Мы наметили себе план – отправить из Индии открытки. Кстати, уже больше месяца прошло, а открытки еще не пришли. На 2 рупии (примерно 1 руб.30 коп.) купили  несколько почтовых карточек, написал на них приветы. На почте работает постмастер Джаджи – так она нам торжественно представилась – индуска средних лет, в  красивом сари, в украшениях, в очках. В ее почтовой каморочке сидели тихонько старушка и мужчина, когда мы отправляли письма. Постмастер Джаджи с громким стуком и явным удовольствием от проделываемой операции проштамповала наши бумажки. Попросила сфотографироваться с нами, что мы и сделали. По приезде домой напечатали и послали  ей несколько снимков.
Разнообразные тропические деревья и цветы, рыбки, лягушки с жабами, ароматы цветущих кофейных деревьев, желто-рыжая теплая земля, утренние туманы, короткие сумерки. Дети по утрам ждут школьный автобус на остановках, вечером мамы ведут их по домам – с большими, широкими, намного шире маленьких детских спинок ранцами, в одинаковых формах, в белых носочках. Усадьбы – разные. Низкие ворота из металлических трубок, в них же  - имя владельца: «Ramakrishna&sons  estate» -  собственность Рамакришны и сына. Все индусы носят имена богов. Эта связь здесь никогда не прерывалась, она – во всем их укладе. Здесь растут вековые деревья, некоторые из них почитаются местными людьми как священные. Возле них действительно как -то особенно хорошо, спокойно. Иногда мы ходили к Парвати (это богиня, жена Шивы и мать Ганеши - бога с головой слона). Храм под открытым небом. Касса для пожертвований. Группа священных деревьев на холме, к которому ведут каменные лестницы. Деревья – в ограде, к ним можно подойти. Там хочется посидеть в тишине, на закате.
Гусеница в коконе из веточек смачно жует лист
Еще один храм – тоже без крыши – два каменных периметра, один в другом. А сверху, прямо на стенках, расставлены  самодельные фигурки животных. В этом храме проводятся обряды-молебны о здравии и благополучии всех животных – от домашних до диких и хищных. Чтобы коровы, козы, лошади были здоровы, приносили потомство, служили в домашнем хозяйстве, чтобы тигры, львы были сыты и не трогали домашний скот… На земле в углу храма  - куча таких же фигурок и черепков, потемневших от времени – видимо, остатки от прежних церемоний.
Теперь – о клинике, лечении и т.п. Лечебница небольшая. Нас было 11 человек пациентов. Прекрасный вариант побыть вдали от городского муравейника.
Здесь несколько отдельных строений. Двухэтажный дом на 8-10 комнат (с удобствами в номере). Вверху и внизу – холлы. В холле второго этажа – библиотека (стеллажи с книгами), здесь мы по утрам занимались йогой, по вечерам иногда  – дыхательными практиками. На втором же этаже – балкон, где стоит стиральная машина-автомат и можно сушить белье, а также отдыхать, читать. Кухня и столовая – в отдельном домике; столы стоят по периметру,  все сидят лицом в центр комнаты. Посередине – небольшой столик с чайниками; можно пить травяной чай – туласи или туласи с имбирем. Полагается 15-20 минутный променад после приема пищи.
Помещение офиса,  здесь – доктора, телефон, компьютеры, выдача лекарств.
В массажных корпусах  - по два помещения с душами и туалетами, отдельно – женская и мужская зоны. В классической аюрведической традиции все процедуры женщинам делают женщины, мужчинам – мужчины. Массажисты – молодые девушки и ребята - живут в домиках-общежитиях. Так много мелких впечатлений, начала рассказывать – и они все сыплются и сыплются…
Пора уже добраться до собственно предмета нашей поездки – лечения. Итак, клиника аюрведы, панча-карма – волшебные слова.
Аюрведа и панча-карма.
Веды – древние основополагающие знания, которые передавались сначала устно из поколения в поколение, тысячелетиями, затем были записаны на пальмовых листьях.Древнейшая из Вед – Ригведа (Rig Veda). Самая молодая – Атхарваведа(Atharva Veda), из нее и развилась Аюрведа. В начале первого тысячелетия до нащей эры появились два великих труда – Чарака Самхита и Сушрута Самхита. Около 500 года до н.э. Аюрведа сложилась в виде 2-х философских школ – Атрейя  и 8 ветвей медицины.Значание слова «аюрведа»: «аюс» – жить, принцип жизни, долгая жизнь, «веда» – знать. Знание о жизни.
Панча-карма – ядро целительства Аюрведы, комплекс лечебных процедур. Считается, что она применялась уже 8000 лет назад. По легенде, ее практиковали сами боги, которые обучили ей  первых мудрецов  - риши. Она используется для очищения тела от избыточных телесных дош, оказывает благоприятное воздействие как на здоровых, так и на больных людей, считается эффективной методикой профилактики и лечения болезней, а также омоложения всего организма человека.
Царевна из Южного Курга
В Аюрведе есть ориентиры, помогающие в определении конституционального типа человека, - это наборы телесно-психических качеств. Знание своей конституции помогает вести здоровый образ жизни. Телесный тип человека  в момент рождения представляет собой врожденную  психосоматическую конституцию – пракрити. Пракрити образована тремя дошами, то есть организм каждого человека представляетсобой взаимодействие трех природных качеств – вата (воздух и пространство), питта (огонь и вода) и капха(вода и земля). Доша – динамическое соединение энергии и материи. Нарушения врожденного баланса дош проявляются как болезнь. Аюрведическое лечение направлено на восстановление природной конституции человека, свойственного ему баланса дош. (Из книги Майи Тивари «Аюрведа. Секреты исцеления», Ростов на Дону, «Феникс», 2008).
Итак, замысел прост: помочь телу сначала очиститься от токсинов, затем дать ему необходимую помощь. Убрать лишнее, добавить чего недостает, сбалансировать, оживить. Важная часть – правильный диагноз. С нами работали двое других молодых докторов –Биджита и Раман.  Доктор Р. нас постоянно курировал. Он подобен небольшой и хорошо сконцентрированной шаровой молнии. Внезапно появляется перед тобой, за минуту выясняет все про твое самочувствие, немедленно корректирует назначения.
В первые дни ведется подготовка к очищению. Масло дается внутрь и  используется снаружи. По утрам вместо завтрака – теплое масло с определенным составом аюрведических препаратов – трав, пряностей. На обед и на ужин – жидкий рисовый отвар, вечером к нему добавляют разваренный горох. Теплое питье через каждые полчаса. Всюду ходим с термосами. Все наши яды собираются ближе к выходу. Состояние не из приятных, но терпимое. Делается  теплый масляный массаж всего тела, с головой, для облегчения выхода  токсинов. Гуляем, читаем
На третий-четвертый день проводится генеральная чистка. С утра дают специальное средство. Вся грязь, какую удалось собрать, выходит через кишечник (раз 20 и больше). Этот  «сериал» продолжается несколько часов.
К вечеру становится уже легче. Утром наконец-то  - общий завтрак - маленькая радость! И начинается уже индивидуальный курс лечения. Разные процедуры, не все - приятные.
В индийском тепле косточки сразу забывают о зимнем холоде, расслабляются и перестают ныть. Следовательно, им нужно давать тепло! Все просто. Но почему-то родились мы не в Индии, а на Урале. Всю жизнь будем разгадывать эту тайну места рождения. Где родился, там пригодился. Хронические «обреченцы» на 7 месяцев зимы – это если посмотреть пессимистически. Можно и по-другому: 5 месяцев относительного  уральского тепла мы-таки имеем!
В маленьком спокойном мире клиники доктора Р время течет неспешно. Все процедуры проводятся точно в назначенное время ( из нашего прошлого опыта – для Индии такая пунктуальность нехарактерна). Завтрак-обед-ужин и чай на полдник, прогулки после еды. Мужчины играют в шахматы, ведут деловые переговоры по телефону. Женщины читают, болтают, вяжут. Время от времени для тех,  у кого выдается пауза между процедурами, проводятся экскурсии.
Панча-карма – процесс очищения от ядов и восстановления врожденных свойств тела. Оно освобождается, душа тоже отдыхает, успокаивается, наблюдает. Все чувства становятся  тоньше и острей. Первое, что происходит, – нос начинает дышать, и ты вдруг понимаешь, что запахов вокруг  стало гораздо больше. Мир расширяется. Здесь дают простую неострую пищу, и ее вкусы с каждым днем различаешь более ясно.
Мы получили рекомендации по питанию для жизни после панча-кармы.
За последние 30 лет каких только систем и подходов к питанию я не изучала и не опробовала на себе и на моей семье! Выражаю моим домочадцам запоздалую благодарность за их долготерпение! Моим критичным другом в этом вопросе всегда была дочь. Правда, я старалась действовать без насилия. Что-то новое узнавала, варила, предлагала. Упорствовала. Заблуждалась, разочаровывалась, снова увлекалась …
Это было  питание по пяти элементам (на основе традиционной китайской медицины), и раздельное питание по Семеновой, и скудное питание (с перспективой перехода на праноядение) по Шаталовой, и попытки хотя бы присмотреться к этом самому питанию праной по Джасмухин.  У Бхагавана мы какое-то время были "фрукторианцами" –  холодной уральской зимой ели яблоки и бананы. Это были, с одной стороны, осознанные поиски здоровья, а с другой, - «очарования» разными высокими идеями, мода,  психические заражения.  Но, как сказал поэт, «… опыт – сын ошибок трудных». Из многолетних поисков у разных искателей  накапливается свой  выстраданный подход. Главное – понимать себя, помогать своему телу быть здоровым, удобным.
С годами приходит новый опыт  –, которого молодые еще не знают, - старения тела. Если в молодости можно проживать, тратить свои ресурсы, то к зрелому возрасту правило  меняется. «Прожигать» уже нечего, тело катастрофически приходит  в упадок. Западная цивилизация – это часто таблетка. Аюрведа – это понимание себя, своего тела, и правильные действия: очистить тело,  привести его в равновесие. С точки зрения традиционных медицин – китайского цигуна  (ТКМ – традиционной китайской медицины), аюрведы, нужно знать свои слабые и сильные стороны – и использовать их. Избытки - снижать, недостатки – восполнять. Не так –то просто, как звучит! На финише нам выдали по  мешку аюрведических препаратов для продолжения  оздоровления. Есть и сладкое, и горькое. Пьем.
Прощание. Нас торжественно выписывали из клиники, доктор произнес речь, мы – ответное слово. Нарядили нас в  красивые шапочки и яркого сиреневого шелка платки с вышитым  на них названием клиники. И еще подарили по маленькой, нарядно упакованной коробочке. Там оказались  терракотовые фигурки нашего любимого индийского бога Ганеши. Ганеша  - очень могущественный и почитаемый бог, мудрый и ответственный. Он обычно разрешает всякие споры. Согласно легенде, он пострадал от необузданного нрава своего отца Шивы, безвинно лишившись головы. Пришлось приживить ему голову слона, другого живого существа поблизости не оказалось. Ганеша вырос, и, когда пришло время ему и его брату отправляться в путешествие по миру за жизненным опытом, он обошел трижды вокруг своих родителей – Пракрити и Шивы - и сказал, что вполне удовлетворен такой «кругосветкой» и намерен остаться дома ухаживать за ними. Родители обрадовались и оставили сына дома.
Вот и мы возвратились из индийской сказки в родную зиму, долго привыкали «обратно». Общее состояние сегодня – бодрое!  Открыли новую страничку о здоровье, живем дальше!
Автор фотографий - Надежда Курова.

1 комментарий:

  1. Спасибо, мам!
    Добавлю только про выбор сезона: в ферале погода там – это погода моей мечты, но возвращаться сюда было сказочно трудно. Меня, конечно, все предупреждали, что тело будет очень чувствительным, но настолько?!

    ОтветитьУдалить